«золотое кольцо» подмосковья
 

«золотое кольцо» подмосковья

На автобусе по старинным русским городам

«Золотое кольцо» России. Схема«Золотое кольцо» — выдумка туроператоров. Это в Москве есть кольца — Бульварное, Садовое, Третье транспортное и МКАД, да за ее пределами петляет бетонка — дорога, соединяющая отдельные шоссе в районе 40-го км. Туристическое «золотое» кольцо представляет собой набор дорожных траекторий, объединяющихся скорее в треугольник и сходящихся в нескольких городах дважды в начале и конце маршрута.

Хотя одно дело — говорить о церквях и дорогах, и совсем другое — побывать внутри. После рассказа подруги я решила освоить данный маршрут цивилизованно. Поиск в интернете выдал турфирму, где я подписала договор, занесла деньги, якобы выкупив последнее место в большом автобусе. Однако это был всего лишь посредник для Владимирской фирмы «ЛЕВ». Бронировать напрямую в нашей группе не удалось никому. Автобус был выделен перевозчиком случайным образом — так, наш водитель вез туристов первый раз, до этого занимаясь перевозками людей между двумя городами областей, и только.

День первый: Владимир — Суздаль — Иваново

12 июня 2008 года, четверг

Сбор группы в Москве в 8 часов утра, на станции метро «Комсомольская» в здании Ленинградского вокзала им. В. И. Ленина, под табличкой «Золото души русской», что в выходной день само по себе немного напрягает. Кстати, по дороге я нашла несколько памятников, изучая которые, слегка задержалась, но пришла вовремя, хотя и предпоследней. Две девушки еще дольше меня встречались между собой, а потом и с группой — в результате чего отъезд задержался на полчаса. Первые три часа девицы только и разговаривали рядом со мной, вернее, одна девица говорила, а вторая ей кивала в ответ. Остальные не расставались с мобильными телефонами.

По расписанию мы должны были провести в дороге 3 часа, за которые освоить 180 км до Владимира. Однако, отъехав от вокзала, застряли в дачной пробке. Несмотря на героические усилия нашего водителя объезжать заторы по менее известным улицам, Носовихинскому шоссе и прочим хитростям, начало нашего пути растянулось на 5,5 часов, 4 из которых мы двигались возле Москвы.

Сидеть на одном месте крайне утомительно. К тому же автобус оказался китайским, сиденья — неоткидными, жесткими, без малейшего пространства для изменения позы пассажиров. Возникшие недоумение лишь укреплялось по мере увеличения пребывания в толчее машины: а почему бы владимирскому автобусу не встретить группу туристов возле электрички в том же самом Владимире?!

Город Владимир. Фото photos.lifeisphoto.ruВсе путешественники гарантированно бы приехали на одной электричке, вовремя, миновав по рельсам все пробки. Запрос со стороны туристов выглядело разумно. Со стороны организаторов — не совсем, т. к. они считали, что тогда недополучат денег за двойной перегон автобуса ночью из Владимира в Москву и в Москву во Владимир обратно — на начало программы «Золотое кольцо».

К ресторации «Ассамблея» во Владимире мы подъехали в ливень. Водитель долго крутился возле кафе, вписался в парковку под деревьями лишь с третьего раза. Выйдя из автобуса, мы оказались по щиколотку в несущейся вниз по горке воде. Обед был вкусным, но скомканным. Милое кафе, вкусный салат и горячий борщ.

До закрытия центра города оставались считанные минуты. Посему, закинув еду внутрь животов, мы буквально вприпрыжку с личными сумками и фотоаппаратами побежали на Соборную площадь в поисках белокаменных памятников 12-го века: Золотых ворот, Успенского собора с фресками 15 века Андрея Рублева и барочным иконостасом 18 го века.

Кроме того, в городе в полном разгаре шел день города. Все подъездные дороги были перекрыты, центр оцеплен для массового гуляния. Нашей гидше невероятными уговорами удалось прорваться за оцепление милиционеров, захватив с собой большую часть тургруппы (часть зазевавшихся людей вынуждена была догонять костяк самостоятельно). Очевидно, что хранители правопорядка, пошли ей навстречу, распознав в ней свою, местную, знающую нужные «ключевые» слова.

После суеты, усталости от дороги, беготни под дождем мы оказались на территории соборов на крутом берегу реки. Ощущение потрясающее: словно мы провалились обратно в прошлое, на несколько сотен лет тому назад. Необычный храм с украшением в виде сфинксов (людей с лицами львов) на наружном барельефе, белокаменные постройки, величественный комплекс местных церквей.

Необычность сочетания удивляла и впечатляла. Здесь бы постоять еще немного, пропитаться местным пейзажем, визуально закрепить впечатления… Однако нам нужно бежать дальше. Лишь быстрые щелчки фотоаппаратов уносят с собой отрывки ожившей истории про русских князей, правивших семей и другие страницы истории.

Отойдя от соборов, мы попадаем в плотный поток гуляющих горожан. По широкой улице молодежь идет, словно на демонстрацию, вынося на улицу в полном объеме радость, ожидание праздника, удаль, возможно, дурь, а кроме того, неутолимое желание двигаться рядом с другими владимирцами в одном ритме, встречать вечерний фейерверк и танцевать на улице в свете прожекторов.

Странно, но почему-то город Владимир выпадал ранее из моей головы. В моем представлении были на слуху такие крупные города, как Москва, Питер, Киев, Нижний и Великий Новгороды, но Владимира среди них не было. Тем сильнее впечатления от города ворвались ко мне в память и плотно осели, отодвинув дальше впечатления от других точек малого «Золотого кольца».

Суздаль. Фото rus-ttc.ruПереезд в Суздаль занимает 30 км. Вместо обеда мы добрались на место к ужину.

По программе нас ждали музей деревянного зодчества (посмотрели из окон автобуса), Суздальский кремль, крестовая палата, Спасо-Евфмиев монастырь. После небольшого рассказа нашего гида мы высадились в центре. Прошлись по торговой площади, с которой успели разойтись все торговцы сувениров.

Темнело. Закат солнца мы встретили в городе, живущем исключительно за счет посещений туристов и дачного подсобного хозяйства, так как никакого производства в городе никогда не было и нет. Общее настроение немного поднялось наверх, когда нам рассказали, что именно здесь снимались фильмы-комедии по Островскому — так как местный колорит сохранил дух 19-го века до сего момента.

В закусочный все накопленное настроение нам испортили ужином, вскрыв при нас пару рыбных консервов, разложив их по мутным тарелкам, сопроводив это шлепком ложки искусственного пюре. Не поняв такого туристического угощения (он никак не вписывался в дух старины глубокой), отправились за 83 км в город невест — Иваново, где разместились в гостинце «Советской».

Регистрировались по номерам ровно в полночь. Гостиница сохранила всю экзотику советской эпохи. Топорное оформление номера, отсутствие комфорта, еле теплая вода в ванной, жуткий кафель. Не будь я такой уставшей, возможно, даже повозмущалась бы сама с собой на тему нашего поселения, потраченных средств и адекватности предоставления пищи и жилья, но я устала так, что не хотела никакого автобусного продолжения данной истории.

Стоянку автобуса водитель оплачивал сам, утром же запрашивал возврат средств с гидши, чьи звонки боссам своим контор немного сдвинули отъезд в Плес за 71 км.

День второй: Плес — Кострома — Ярославь
13 июня, пятница

Город Плес на берегу Волги. Фото niceworld.bizПлес оказался обыкновенной крупной деревушкой на берегу реки Волги — точно такой же, как и у родственников мужа в Ярославской области. Подгоняемая воображением картин Левитана, я ожидала взрыва красок, ощущений, смотря с высокого берега вниз. Однако видела все ту же серую, непрозрачную воду, пасмурное небо, деревенские избы вокруг, заросли травы и все то, что в избытке находится в любом дачном поселке, за исключением Рублевки и Жуковки.

В музее художника Левитана достаточно голо — пустые залы, стены, фотографии картин, увезенных в другие города и музеи и долгие рассказы о депрессии художника, еврейской нищите, страданиях мужчины в отношениях с двумя женщинами сразу и каких-то мелких бытовых деталях. После посещения в 2006 году музея Шишкина на Каме и виртуозного рассказа о творчестве талантливого человека, не влюбиться в которого после услышанного было невозможно, данный отчет очередной группе людей был небросок и скушен.

На улице моросил дождь. К музею подъехала еще одна группа туристов. Наши, побродив вдоль воды, по высокому холму — Соборной горе, раньше времени собрались в автобус и были готовы ехать дальше, в Кострому, за 79 км далее.

Кострома. Фото riverforum.ruВ Костроме мы посетили Богоявленский монастырь с чудотворной иконой XIII века «Богоматерь Федоровская». Правда, информацию от местного гида не распознали. Нам попался странный сопровождающий — избыточно набожная, суетная женщина с поломанной личной жизнью, в серых балахонах. Всю дорогу она говорила о чем-то своем. Заставила водителя проехать мимо одного женского монастыря дважды, т. к. вовремя не успела прочитать подъездную молитву к нему и «не имела права» вести туда посетителей.

Слушать ее тихое гудение было неинтересно. Возле информатора оставались только самые стойкие. Они же простояли в храме возле нее гораздо больше времени, чем перед известными иконами. В то время как мы ждали ее на улице, блуждая около нагревшегося от солнца автобуса, наша экскурсовод умудрилась провести вторую мудреную экскурсию для посторонней группы — подзаработать на стороне на остатках искусства древних.

В пристройке храма мужской хор монахов красиво спел одну богоугодную песню, разрешил мирянам поапплодировать им, после чего предложил купить ряд дисков в их исполнении. Монахи в черных костюмах и лакированных ботинках смотрелись странно и не вызывали внутреннего благоговения. Торговля и вовсе отвлекала от мыслей о вечном, тленности бытия и наборе великих и малых событий возле этих каменных сооружений.

Обед в кафе «Арт» был малокалорийным и незапоминающимся. При переезде в Ярославь за 85 км большинство туристов закемарили. Очнулись только тогда, когда остановились в новом комфортабельном отеле «Астра Парк Отель», который находился на территории военной части и за 10 км от Ярославля. Про желание прогуляться по городу вечером многим пришлось забыть. В местной палатке охотно взвешивали покупателям штучно по одному огурцу, двум помидорам и под.

Ярославль. Фото motoxaoc.ruВоенный городок выглядел убого нищим, заполоненным мелкими детьми и зияющими разбитыми стеклами, недостроенными домами и отсутствем глобальной цивилизации. Отель на обочине дороге был новым, дорогим и комфортным. Водитель ждал меня на персональный ужин, а я ждала супруга из Ярославля. И он приехал, как Золушка на бал — к полуночи, чем доставил немало приятных моментов. Таксисты отказывались выезжать из Ярославля в ночь в неизвестном направлении, так как не знали такого отеля, и все консультации проходили по телефону, интернету, связи с местными друзьями и включившейся коллективной интуиции.

Утром я покинула импровизированную туристическую группу, состоявшую из плотных парочек — подружек, семей и друзей. Самостоятельно прошлись по центру Ярославля и отправились на рыбалку на берег Рыбинского водохранилища.

В утомительных переездах в мелком китайском автобусе, попытках запомнить перечисления князей, икон и живописцах была поставлена пауза. Интернет и иллюстрированные книги дополнят по необходимости то, что не вошло в путешественника на месте. Главное то, что ощущение местности уже было объемно заложено внутрь.

День третий
14 июня, суббота

На третий день группа в спешке должна была посетить Ростов Великий (60 км), Переславь-Залесский (65 км), добраться до Москвы (160 км) к вечеру — 21.00. Однако, по отзывам тех, кто уже проделал «золотой» маршрут, автобусы сбивались с графика, экскурсии сворачивались до кратких остановок и конец поездки «комкался» в угоду сроков. В указанных городах я уже побывала ранее — те же остовы монастырей в окружении нищих изб, местных рыбаков и сельхозмагов. То же ощущение, что лучшее время уже прошло, а будущий восстановительный период наступит нескоро, та же тоска и недоумение, что и зачем происходит вокруг.

Впечатлений более ярких, чем во Владимире от соборов, совковости гостиницы во Владимире, убогости ужина в Суздале, комфортности отеля военчасти и ослепительного летнего солнца и блеска куполов в Костроме, уже не будет — все идет по ниспадающей, обратно в пробки. Впрочем, те, кому от Москвы предстояло добираться еще на поездах в другие точки России, успешно пересаживались на электрички и прибывали в Москву в составе других групп и уже за дополнительные средства.

Так что возвращение получилось более комфортным, быстрым, не требовавшим дополнительного восстановления после автобусного переезда в окружении случайных попутчиков.

Фото с сайтов photos.lifeisphoto.ru, rus-ttc.ru, niceworld.biz, riverforum.ru, motoxaoc.ru

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта.